«Висит груша – нельзя скушать». Загадки и развитие вашего малыша

Автор: | 23.11.2016

0-012050Замечательное, до сих пор неоцененное по достоинству занятие – загадывание загадок.
Между прочим, слово ГАДАТЬ изначально означало ДУМАТЬ: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.
Сначала загадывайте ребенку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.
Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека какому-нибудь сообществу, в его посвященности, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки – он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны, значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.
Когда ребенок запомнит достаточно много загадок с отгадками, можно устраивать «загадочные» состязания: сначала один загадывает загадку, потом – другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап – самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:
— Я задумал (а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.
Ребенок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.
По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: «Хищник серо-зеленого цвета, издалека похожий на бревно. Живет по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоемов». Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования их обширных знаний об экзотических животных, полученных из различных телепередач и видеофильмов!
А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет разгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна – чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:
— Он плоский?
— Он красного цвета?
— Он из дерева?
Остальные игроки имеют право отвечать либо «Да», либо «Нет». Чтобы участвовать в такой игре, нужно владеть достаточно широким набором свойств для характеристики предметов. Эта игра сильно развивает ребенка, если играть в нее в разновозрастной группе.
Имейте в виду, что текст таких загадок включает условие, вопрос и ответ, а также требует решения на основе непростой деятельности по сравнению и сопоставлению получаемых данных. Поэтому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач.

источник — «Дом, в котором живет малыш» М.С. Аромштам

Добавить комментарий