«Раз-Два-Три-Четыре-Пять, я же учусь считать!»

Автор: | 07.11.2016

0-013541244Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек себя толстунюшки!
Ручки – хватунюшки,
Ножки – ходунюшки,
Роток – говорок!

Каждую частичку маленького тельца надо полюбить-приголубить, чтобы оно росло здоровым, красивым и ловким. Но тем, что руки – хватунюшки, а ноги – ходунюшки, их функции еще не исчерпываются. В жизни ребенка его тело играет роль первого обучающего пособия по математике.
Тело ребенка – универсальные счеты, лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и таблиц. Прежде чем считать предметы, малыш (с вашей помощью) обнаруживает себя: вот Я какой, вот как Я устроен!
А вам-то как интересно каждый раз при раздевании, одевании, купании посчитать, сколько у сынишки (или у дочурки) маленьких носов!
Один нос (носик, носишко). Этот любопытный нос можно потрогать и даже осторожно «попикать» им, как кнопочкой.
А ртов сколько? Столько же, сколько носов, — тоже один. Даже у крокодила зубастого – и то один рот. У девочек и мальчиков больше одного рта не бывает. Они же не многоголовые драконы!
А вот глаза (глазки, глазоньки, глазочки). Сколько их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга не видят. Зато малыш все видит. И у мамы два глаза, и у папы. Люди заглядывают друг другу в глаза, как в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет – доброе или злое, грустное или веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках гаснет…
И так далее: два плеча, два локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в носу, две щеки… Даже… (тсс!.. никто не подслушивает?) – даже попка из двух половинок сделана!
И вот ваш малыш вместе с вами весело считает до двух и ощущает это ДВА всем собой, всем своим маленьким, любимым вами тельцем.
Но настоящий счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальцами.
Пальцы обладают замечательными способностями: кроме того, что ими можно трогать, брать, держать, с ними еще и играть можно!
Для начала (хотя это совсем не обязательно) неплохо нарисовать на подушечках пальцев веселые рожицы. Тогда пальцы сразу превращаются в маленьких человечков, которые чего только не умеют!
Например, плясать под разные приговорки. Иногда так:
Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак, и вот так!
Он один впереди,
А четыре позади.
Все четыре позади –
Он один впереди.
Иногда так:
Пять маленьких леди пошли погулять,
В пути они стали громко болтать.
(это шевелятся пальцы левой руки)
Пять джентльменов их услыхали,
С ними всю ночь напролет танцевали.
(тут выскакивают пальцы правой руки и встречаются с пальцами левой: большой с большим, указательный – с указательным, средний – со средним и т.д.)
Польку, кадриль, менуэт и гавот,
Танго, и румбу, и вальс, и фокстрот!
(подушечки пальцев касаются друг друга поочередно)
А после танца «леди» и «джентльмены» благодарят друг друга: каждая пара по очереди кланяется партнеру.

С пальцами можно играть в прятки. Так:
На лужайке пять зайчат
Веселятся и пищат.
Как лисицу увидали,
Так четыре убежали.
(четыре пальца прячутся в кулачок)
Или так:
На полянке пять бельчат
Веселятся и пищат.
Как куницу увидали,
Три бельчонка убежали.
(три пальца прячутся в кулачок)
Можно так:
На опушке пять волчат
Веселятся и рычат.
Как собаку увидали,
Двое сразу убежали.
Или так:
На крылечке пять ребят
Веселятся и вопят.
А как папу увидали,
Все куда-то убежали.
Играем до тех пор, пока не истощится фантазия или игра, наконец, не надоест.
Пальцы обеих рук составляют десяток, который по-древнерусски назывался ЦАТЬ. Можно хлопать в ладоши и громко говорить:
Пять и пять –
Вместе цать!
А потом добавлять шепотом: «Десять!»
Пальцы очень полезно заставлять работать счетами, давая им, например, такие задания:
— Покажи мне два пальца! А еще как можно? А еще?
С двумя-то пальцами легко справиться, а вот с четырьмя (это четыре пальца подряд, два – на левой и два – на правой, три – на правой и один – на левой и т.д.) уже нужно серьезно трудиться. И пальцы не всегда слушаются, и вариаций много. Это вам и начальная комбинаторика, и первые представления о составе числа – основа вычислений в начальной школе.
Не нужно никаких специальных ухищрений, чтобы заниматься с маленьким ребенком математикой. Это можно делать в транспорте, на прогулке, даже в очереди к врачу. Десять пальцев у него всегда при себе.

источник — «Дом, в котором живет малыш» М.С. Аромштам

Добавить комментарий