Общее развитие и освоение двигательных навыков детьми возраста от года до трех лет

Автор: | 10.10.2016

0-02030336Второй и третий год жизни вашего ребенка — ползунковый возраст — это годы развития самостоятельности и огромных изменений в физическом, интеллектуальном, эмоциональном и социальном состоянии. За эти годы ребенок превращается из полностью зависимого грудничка, который либо совсем еще не может ходить, либо едва ходит, в маленький неугомонный вечный двигатель. В этом возрасте он уже может говорить связными предложениями из четырех-пяти слов и понимать большинство из того, что вы говорите ему, и прекрасно может думать и действовать самостоятельно, полностью игнорируя вас. (За эти «два ужасных года» многие дети, кажется, проверяют свою самостоятельность тем, что делают вид, словно родителей вообще не существует.)
К третьему дню рождения ребенок достигает примерно половины того роста, который он будет иметь, став взрослым. Младенческий жирок исчезает, и он выглядит крепче и худее, чем всего шесть месяцев назад.
В идеале за эти два года он должен научиться любить движение и физическую активность; он должен правильно питаться; в его мышцах должно хватать сил для упражнений; он должен иметь крепкую базу основных моторных навыков, которые позволяют ему быстро и просто осваивать новые виды физической активности и переходить к широкому спектру самых разнообразных движений, — вот то, что вы хотите увидеть в своем ребенке к его третьему дню рождения.

Теперь давайте посмотрим, как вы можете помочь достигнуть всего этого. Главным достижением второго года жизни ребенка должно стать умение уверенно ходить. Если ранее вам не следует пытаться заставить его ходить — пока он был к этому не готов, — то теперь вы должны всячески помогать ребенку в надежном освоении этого важнейшего двигательного навыка. Побуждайте его ходить вокруг предметов, вниз и вверх по лестнице, вперед спиной, вверх и вниз по «горкам» из диванных подушек и так далее — лишь бы все это было весело.
Совместные игры с ребенком позволят быстро укрепить и усовершенствовать его умение и подготовить его к взрывному развитию физической активности на третьем году жизни.
В этот период он будет казаться постоянно и непрерывно ползающим, прыгающим, бегающим, и вся эта активность — особенно, если она хотя бы частично направляется вами — чудесное средство для укрепления его тела и развития основных двигательных навыков.
Как и в случае с грудным ребенком, в ползунковом возрасте любое новое движение и развитие очередного двигательного навыка должно предлагаться малышу только в виде игры. Но помните, что дети в таком возрасте не могут долго на чем-то сосредотачиваться, и поэтому любой игрой, взятой из приложения к этой книге, вы не должны заниматься с ним долго; ограничьтесь временем, пока игра приносит ему удовольствие. Не забывайте, что вашей целью является воспитание в ребенке любви к движениям и физической активности, которые и приведут его к здоровой в физическом отношении жизни. Самый надежный способ добиться противоположного эффекта — это заставлять маленького ребенка делать скучные упражнения и превратить занятия в тяжелую работу.
Следует также сказать, что дети этой возрастной группы (начиная примерно с двух лет) осваивают или начинают осваивать двигательные навыки, которые, как напоминает доктор Кеннет Купер, обеспечивают основу для будущих более сложных движений и являются источником удовольствия, которое в дальнейшем будут приносить ребенку спорт и другие виды активной физической деятельности. Еще он добавляет, что если ребенок смог освоить эти навыки в раннем возрасте, он не потеряет их и в дальнейшем. Это значит, что он станет более умелым в детских играх, более подготовленным к физическим упражнениям, а в дальнейшем — к различным видам спорта. Вы можете многое сделать, чтобы помочь ребенку в получении хорошего стартового импульса в эти годы, если сумеете превратить развитие двигательных навыков в приносящие взаимное удовлетворение и радость игры.

… дам несколько общих советов о том, как вовлечь ребенка в развивающую двигательные навыки физическую активность.

Второй год жизни ребенка — это решающий период развития координации движений рук и зрения. Убедитесь, что ваш годовалый малыш имеет достаточно игрушек — простых головоломок, кубиков, пирамид различной формы и размеров и разборных игрушек — они помогают развитию двигательных навыков. (Также очень хороши в этом возрасте мячи разной величины, игрушки на колесиках, трехколесные велосипеды, пластиковые биты.) Для развития координации движений рук и зрения очень полезно схватить или ударить битой по катящемуся мячу, вертеть всяческие ручки, переворачивать страницы, рисовать цветными мелками (пусть пока получаются только каракули), засовывать палочки в отверстия, складывать бумагу, строить башни из кубиков, класть разные предметы в ящики или другие емкости и вынимать их оттуда.

∙ Устройте веселые и безопасные препятствия для ходьбы, пусть он ходит вокруг столов и стульев, перебирается через диванные подушки; на улице вы можете использовать деревья, тумбы, кусты, почтовые ящики, играя с ребенком в «следуй за мной».
∙ Детям в этом возрасте очень нравится возня и шуточная борьба. «Боритесь» со своим малышом на кровати или на куче листьев, подкидывайте ребенка над головой, катайте его у себя на спине — все это научит ребенка любить движение и пытаться освоить новые двигательные навыки. Чем больше вы будете бегать, карабкаться куда-то, скатываться с горок, скакать, прыгать, кувыркаться и кататься по траве и полу вместе с ребенком во время игры, тем лучше.
∙ Как только ребенок начнет ходить, выделите комнату или хотя бы часть комнаты в вашем доме для создания игровой зоны. Если у вас достаточно места во дворе, то можно устроить такую площадку и на улице. В конце этой главы я дам вам несколько советов о том, как организовать игровую площадку и внутри дома, и на улице, дешево и просто.
В эти годы первый и главный враг физической подготовки — телевизор. Я предлагаю вам составить расписание просмотра телевизора вашим ребенком (в моей семье на это тратится не более пяти часов в неделю) и неукоснительно соблюдать его вплоть до того времени, когда ребенок пойдет в школу. Если ребенок с самого раннего возраста привыкнет к тому, что в вашей семье занятия домашним хозяйством и физическая активность имеют приоритет над просмотром телевизионных программ, будет значительно проще управлять временем, которое он захочет проводить у телевизора. Запомните, что в среднем американский ребенок в возрасте от двух до пяти лет смотрит телевизор двадцать два часа в неделю! Только подумайте, насколько крепче и здоровее он бы стал, если бы это время посвятил подвижным играм и упражнениям.
Основные двигательные навыки для последующих занятий спортом — это умение ловить и бросать мяч, бить по нему битой, ракеткой, или просто ногой. Начинайте осваивать с ребенком эти двигательные навыки сразу, как только ребенок будет готов воспринять их, и сделайте так, чтобы эти занятия доставляли ребенку как можно больше радости и удовольствия.

источник — Арнольд Шварценеггер «Советы по физической подготовке детей в возрасте от рождения до 10 лет»

Добавить комментарий