Колыбельная перед сном. Младенец и музыка

Автор: | 21.11.2016

0-002339Неужели это крохотное существо уже пора приобщать к искусству?
На этот вопрос можно ответить так: нет, не рано, а, может быть, чуть-чуть поздновато. Учеными доказано, что задолго до рождения ребенок воспринимает не только голос матери, но и определенные звуки извне. Исследования в этой области показали, что развивающийся плод слушает музыку с большим удовольствием и реагирует на пение матери по-разному: слыша спокойную музыку, замирает, а на быструю, веселую — начинает оживленно двигаться.
Наступил этот долгожданный миг — ваш ненаглядный кроха впервые засыпает под материнскую колыбельную. Новорожденному так необходимы ласковые руки матери, ее улыбка и мягкий спокойный голос. Малыш реагирует на него, затихает и прислушивается.

В момент рождения из комфортных условий материнского лона ребенок попадает в совершенно новый для него мир — мир, полный света, красок, звуков. И музыка с ее богатейшими интонациями, глубокой эмоциональной окраской и яркими выразительными средствами не только помогает малышу легче адаптироваться, приспособиться к окружающему, но и оказывает огромное влияние на его развитие. Об этом говорят явное внимание, оживление, удовольствие, написанные на личике малыша, и его самые разнообразные двигательные реакции на звуки музыки.

Первый год жизни ребенка является для всех членов семьи очень непростым временем — ведь резко меняется уклад жизни, молодые только начинают осваивать свою новую роль — папы и мамы.
Уход за младенцем занимает большую часть дня, но найдите немного времени для музыкальных занятий с ребенком — и вы не пожалеете! Не говоря уже о том, сколько радости принесет это в ваш дом. Для первых «уроков» достаточно всего 3-5 минут, хотя вам предстоит в недалеком будущем научить своего кроху внимательно слушать мелодию, развить начальные певческие навыки и умение ритмично двигаться под музыку.
Конечно, родителям, получившим музыкальное образование, будет намного легче. Но мамам и папам, не имеющим специальной музыкальной подготовки, не стоит отчаиваться: наверняка кто-кто из них сможет достаточно чисто спеть несколько простых детских песенок. Исследования показали, что в первые месяцы жизни ребенок проявляет больше внимания к живому человеческому пению, чем к мелодиям в исполнении музыкальных инструментов или в записи. Поэтому почаще пойте: когда вы убаюкиваете своего малыша — спокойные, умиротворяющие мелодии, а когда играете с ним — пойте ритмичные, задорные.

Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре окажутся русские народные песни — раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и зажигательные, а также различные игровые потешки, короткие ритмичные стихи. Можно напевать и без слов, варьируя на все лады гласную «а» или слоги «ля», «та», «на». Поначалу малыш не может подолгу сосредоточиваться на звуках музыки — всего 2-3 минуты, но к концу первого года жизни вы сможете удерживать его внимание уже до 10-15 минут и более. Желательно заниматься с ребенком ежедневно, все время придумывая что-то новое и постепенно увеличивая продолжительность «уроков». Насколько увеличивать, подскажет ваша интуиция. Важно, чтобы настроение «ученика» оставалось радостным и оживленным. Ни в коем случае не перегружайте его нервную систему, иначе усталость неминуемо приведет к слезам, а в дальнейшем малыш вообще может потерять интерес к занятиям.

1-й месяц. Обычно в первый месяц жизни младенцев нет ярко выраженной реакции на музыку. Но это вовсе не означает, что вам можно сидеть, сложа руки и ждать, когда же он подрастет. Ведь не только ваше присутствие и улыбка, но и знакомые звуки маминого и папиного голоса для малыша — одно из важнейших средств эмоциональной связи.
Не забывайте спеть вашему крохе колыбельную перед сном, а когда он проснется, подойти к нему с улыбкой, ласково пропевая его имя несколько раз. Делая ребенку массаж, негромко напевайте какую-нибудь мелодию, поглаживая его в такт музыке. Это и будут «музыкальные занятия» в этот период. Если вы пели ребенку еще до его рождения, то спойте знакомую мелодию и понаблюдайте за его реакцией. Думаю, внимание малыша к узнанной мелодии не останется вами незамеченным.
2-3 месяца. В этом возрасте ребенок уже отчетливо реагирует на пение и музыку. Он начинает издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками. Он даже может искать источник звука, поворачивая голову. Дети любят, когда с ними играют, поэтому «потанцуйте» с малышом: возьмите его ножки и в такт музыке покачивайте ими, мягко касаясь его пятачками простыни, то же можно проделать и с ручками ребенка, тем более что он цепко держит вас за пальцы. Если вы оба в настроении, уложив малыша в кроватку, спляшите перед ним, делая акцент на движение головы и плеч, т.е. тех частей тела, которые находятся в поле зрения ребенка.
3-6 месяцев. Ваш грудничок растет, взрослеет, заметные сдвиги происходят в его музыкальном развитии. Он гукает и почти сразу реагирует на протяжный звук. Он внимательно, с удовольствием слушает игру на металлофоне, дудочке, баянчике и других детских музыкальных инструментах. Бывает, что малыш проявляет интерес и к звукам «взрослых» инструментов, а то и целого симфонического оркестра. К шести месяцам движения у детей становятся более разнообразными, энергичными, некоторые даже пытаются в такт музыке сближать руки, имитируя хлопанье в ладоши.
Так как ваш малыш окреп физически, вы теперь можете дать ему возможность «потанцевать» подольше, слегка приподнимая и опуская ребенка на ножки и весело напевая. А вот под вальс хорошо поделать ручками ребенка ритмичные волнообразные движения.

А теперь заглянем в семейную фонотеку. Нет ли здесь чего для музыкальных «занятий»? Подойдет буквально все — и вальсы, и польки, и современные танцевальные мелодии, и шлягеры. Не забудьте оркестровую музыку и пьесы для какого-нибудь инструмента: скрипки, флейты и т.п. Главное, чтобы мелодии были несложными, легко запоминающимися и без резких диссонансов.
Когда заниматься с малышом? Лучше днем: либо за 15-20 минут до кормления, либо через 30-40 минут после. Если же ребенок после кормления заснул или после сна ведет себя беспокойно, занятия, безусловно, следует отложить.
6-9 месяцев. Во втором полугодии жизни наблюдается уже устойчивое внимание ребенка к мелодиям. Дети хорошо отличают музыку от простого шума. Они улыбаются, радостно смеются, «поют», весело стучат ручками и ножками. На разную музыку малыши уже и реагируют по-разному: когда звучит плясовая — делают «ладушки», постукивают ногой, а польется колыбельная — медленно раскачивают всем телом.
7-8 месяцев. У детей продолжает развиваться способность к подражанию. Поэтому в этот период очень полезно почаще танцевать перед ними. Пусть ваши движения будут четкими и ритмичными: хлопки в ладоши, повороты кистей рук, притопывание, кружение, неглубокие пружинящие полуприседания.
9-12 месяцев. Дети радостно откликаются на предложение взрослого попеть, потанцевать, тем самым подтверждая, что «занятия музыкой» — любимое дело. Они уже способны сосредоточенно и довольно продолжительное время слушать музыку. Еще более дифференцированно они реагируют на разный характер мелодии — колыбельной или плясовой.

К концу первого года жизни малыши становятся отменными «певцами»: они уже протяжно и довольно долго умеют тянуть гласные «а», «и», слоги «на», «ба», в некоторых случаях в их «песнях» даже угадывается ритм. Малыши начинают подстраиваться под пение взрослого и «петь» вместе с ним.
Более сложной и разнообразной становится реакция ребенка на ваши действия: он кивает головой, двигается всем телом, делает «ладушки», даже пытается притопывать ногой в такт музыке. В этом возрасте малышу можно показать, как надо играть на бубне или барабане: вложив молоточек или палочку в его руку, помогите ему ритмично постучать. Годовалые дети с удовольствием занимаются игрушками — триолой, дудочкой, органчиком, детским аккордеоном, губной гармошкой, небольшими ударными инструментами — треугольником, бубном, барабанчиком, ксилофоном и т.п. Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представления детей о звуковой палитре музыки.
Пожалуй, все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него «удивительным» способностям. Кроме того, вы, наверное, хотите видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.

Добавить комментарий