Как любить своего ребенка?

Автор: | 12.10.2016

0-01220426Здесь мы приводим отрывок из статьи  Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Нам кажется, что любое развитие ребенка начинается с душевного лада, мира и взаимопонимания между родителями и детьми. Надеемся, что у Вас таких проблем практически не бывает, но еще раз обратиться к мастерам психологии, нам кажется, не помешает.

Безусловное принятие — принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!
Родители говорят: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь …(лениться, драться, грубить), не начнешь …(хорошо учиться, помогать по дому)».
В этих фразах прямо сообщают ребенку, что его принимают УСЛОВНО, что его любят или будут любить, “ТОЛЬКО ЕСЛИ …”. Условное, оценочное отношение к человеку характерно для нашей культуры. Оно внедряется и в сознание детей.
Причина оценочного отношения в вере в то, что НАГРАДЫ И НАКАЗАНИЯ — главные воспитательные средства. Но вот есть закономерность:
Чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится
Почему так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.
Родители должны сообщать ребенку:
«Как хорошо, что ты у нас родился»
«Я рада тебя видеть»
«Ты мне нравишься»
«Я люблю, когда ты дома»
«Мне хорошо, когда мы вместе»

В.Сатир: «4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому«.

Во что развивается «комплекс непринятия» по мере взросления детей. Вот отрывок из письма 14-летней девочки:
«У меня самые нелюбимые дни воскресенья. Мама меня ругает, орет, говорила бы по-человечески, я бы ее лучше поняла. Мне надоело жить. Прошу помощи! Помогите!!!».
Обида, одиночество, отчаяние…
Пишут до 13-14 лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они не хотят видеть своих родителей.
А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение».
Поверьте, не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начать с себя! Поточу что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка.
1. Настрой на воспитание.
«Как же я буду его обнимать, если он уроки не выучил? Сначала дисциплина, а потом добрые отношения. Иначе я его испорчу».
Мама из «педагогических соображений» встает на путь критических замечаний, попадает в замкнутый круг, круг недовольства, конфликтов. Где же ошибка? Ошибка в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
2. Ребенок появился на свет незапланированным. Родители хотели пожить в «свое удовольствие», вот он им и не очень нужен.
3. Мечтали о мальчике, а родилась девочка.
4. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения, он похож на отца, жесты, мимика вызывают у нее глухую неприязнь.
5. Усиленный воспитательный настрой родителя: компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желания, доказать супругу свою необходимость, незаменимость.
Постарайтесь задуматься о причине непринятия ребенка и выполните домашние задание.

Домашнее задание 1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течении дня (лучше 2-3) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы к нему обратились с эмоционально (+) настроем, и сколько с (-) (упреком, криком, замечанием, критикой). Если количество (-) обращений = или > (+), то у вас с общением не все благополучно.
Домашнее задание 2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если все продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не боитесь “испортить” его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.
Домашнее задание 3. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считается).
Домашнее задание 4. Выполняя два предыдущих задания обратите внимания на реакцию ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Добавить комментарий